Основные требования к разработке бизнес-плана | xtpm.ru - сайты для бизнеса
На этой странице мы собрали полезные статьи наших консультантов, коллег и партнеров о бизнес-планировании. Знакомство с этими материалами поможет вам лучше понять специфику предоставляемых нами услуг.
В этой статье будут описаны основные требования к разработке бизнес-плана.
В зависимости от целей, которые стоят перед Вашим бизнесом, назначение бизнес-плана может различаться. Поэтому еще до начала разработки бизнес-плана необходимо решить ряд важных вопросов, к которым относятся:
- определение общих целей бизнес-плана;
- определение того, что именно руководители фирмы хотят получить;
- определение подхода к данному процессу;
- формулирование ключевых положений, на которых будет строиться бизнес-план;
- определение конкретных целей (поддающихся количественному анализу), которые потом будут обоснованы в бизнес-плане;
- анализ прошлых успехов и неудач.
Выбрав стратегию достижения поставленной цели, можно приступать к исполнению плана на бумаге. На этом этапе уже собрана вся необходимая базовая информация, от которой первоначально зависит детализация и структура бизнес-плана. Собранная информация обрабатывается и оформляется в план, который должен быть доступным в изложении, точным и детально проработанным, создающим реалистичную картину выполнимости поставленной в нём цели.
Начальные стадии подготовки стратегий наиболее важны – именно они будут определять всю дальнейшую работу над бизнес-проектом. Здесь особое внимание стоит уделить достоверности полученных данных, так как, использовав неверную информацию, придётся пересчитывать огромное количество показателей во многих разделах бизнес-плана.
Поэтому главная неопределенность вытекает из возможных погрешностей и ошибок в исходных данных. Неправильная оценка емкости рынка, допустимого интервала цен на продукцию, себестоимости, эффективности маркетинговых мероприятий и т.д. могут привести к формированию неправильных выводов и завышенной оценке финансовых показателей проекта. Последствия таких ошибок, как правило, весьма печальны.
Сбор исходной информации является, как читатели уже поняли, одним из наиболее ответственных этапов бизнес-планирования. Обычно он связан с определенными (иногда немалыми) затратами. Тем не менее, если инвестор серьезно рассматривает возможность вложения средств в проект, ему не стоит экономить на сборе достоверных исходных данных – в противном случае реализация проекта может обойтись ему слишком дорого. Этот этап мы рассмотрим более подробно в следующей главе.
Помните: разработка бизнес-плана – всегда итерационный процесс, подразумевающий постоянное внесение изменений на основе вновь полученной информации и применения различных сценариев. В то же время существует внутренняя логика структуры бизнес-плана и общепризнанные принципы его разработки, о которых ещё пойдёт речь.
Основное назначение бизнес-плана состоит в том, чтобы помочь предпринимателям открыть новое дело и получить для выполнения проекта необходимые производственные ресурсы и в первую очередь денежные средства.
Привлечение серьезных инвесторов требует наиболее тщательного обоснования показателей, особенно финансовых, с учетом существующей степени риска – и не только во внутренней производственно-хозяйственной деятельности, но и во внешних кредитно-финансовых и банковских структурах. В связи с этим для получения адекватных показателей особенной проработке подлежат следующие вопросы:
- какой вид продукции или какое новое дело выбрать для выхода на отечественный и/или зарубежный рынок;
- каков будет рыночный спрос на предлагаемые товары и услуги и как он будет изменяться;
- какие ресурсы и в каких количествах потребуются для организации бизнеса;
- сколько будут стоить необходимые ресурсы и где найти надежных поставщиков;
- каковы будут издержки на организацию производства (оказание услуг) и реализацию продукции (услуг) на соответствующих рынках;
- какой может быть рыночная цена на данную продукцию и как на нее повлияют конкуренты;
- какими могут быть общие доходы и как их следует распределять между всеми участниками бизнес-проекта;
- каковы будут показатели эффективности производства и как их можно повысить.
Определить срок составления окончательного варианта бизнес-плана - тоже немаловажная процедура, так как, учитывая скорость изменения экономических показателей, сбор данных по проекту может продолжаться сколь угодно долго. Четко очерченным временным срокам, по истечении которых работа над данным бизнес-проектом завершается, менеджеры проекта должны уделять особое внимание. Это в первую очередь касается инвестиционных проектов, где сбор данных и их корректировка должны быть завершены к установленному периоду времени.
Бизнес-план в отличие от других внутрифирменных планов, имеет не только четкие временные, но и более узкие пространственные границы. Однако делать временной запас необходимо при написании любого бизнес-плана, так как почти наверняка на его разработку потребуется больше времени, чем планировалось вначале.
Непосредственное участие в разработке бизнес-плана самих предпринимателей и высших руководителей предприятия или фирмы – сегодня необходимое условие, несоблюдение которого вызывает недоверие к проекту со стороны инвесторов. Личное участие каждого бизнесмена-предпринимателя в разработке бизнес-плана своего предприятия способствует выработке реальной стратегической и оперативной цели. Без сомнения, это обеспечивает в будущем наиболее совершенную организацию выполнения бизнес-проекта.
К работе по созданию бизнес-плана старайтесь привлечь как можно больше участников, создавая при этом диверсифицированную по потокам информационную сеть. Также, прежде чем готовить свой план, рекомендуется ознакомиться хотя бы с несколькими уже реализованными бизнес-планами. Это позволит максимально адаптировать Ваш бизнес-проект к окружающему его экономическому климату.
И ещё: забудьте о западных методиках бизнес-планирования. Самой распространенной ошибкой российских разработчиков бизнес-планов является попытка применить западную методологию без адаптации к специфике российской деловой среды, особенностями которой являются:
- законодательная база;
- система подзаконных нормативных актов;
- система стандартизации;
- нормативно-методическое обеспечение внутренней деятельности предприятий в виде комплексов организационно-управленческой документации;
- обычаи делового оборота, т.е. сложившиеся и широко применяемые в предпринимательской практике правила поведения, не оговоренные в законодательстве и, возможно, вообще не зафиксированные в каких-либо документах.